НАХВАЛКА-ПАТРИОТ
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Ноябрь » 21 » Аляска-Сибирь.
08:57
Аляска-Сибирь.
     16 ноября 2012 года в Нахвальской школе прошёл краевой урок,
      посвящённый 70-летию авиатрассы Аляска-Сибирь-Красноярск.  
 АЛЯСКА – СИБИРЬ. 70лет назад была открыта воздушная трасса Аляска – Сибирь. По этому суровому маршруту во время Великой Отечественной войны перегоняли самолеты. Эта помощь США союзникам во время холодной войны была темой «нон-грата». Но сейчас многолетний гриф «Совершенно секретно» снят. И, пусть спустя десятилетия, мы можем отдать дань памяти и почитания летчикам-перегонщикам. Тем, чей труд был связан с немыслимыми трудностями и огромным риском. Почти сразу же после начала Великой Отечественной войны Соединенные Штаты Америки начали поддерживать своих союзников продуктами, техникой, боеприпасами. Передавалась помощь по ленд-лизу несколькими путями: через Атлантику, Тихий океан, Индийское море. Все эти трассы были опасны из-за встречи с противником (немцами или японцами). Поэтому 9 октября 1941 года было принято решение поставлять самолеты, продовольствие и оборудование через Аляску и Сибирь. Предполагалось, что самолеты будут лететь из Фэрбенкса (Аляска) и до Красноярска. Наш город стал финишем маршрута, потому что здесь был авиаремонтный завод, а также железная дорога, по которой техника отправлялась на фронт. Первоначально планировалось отладить работу трассы буквально за несколько месяцев. Однако это оказалось невозможным. Воздушная дорога пролегала через огромные пустынные пространства, где не было никакой инфраструктуры. Необходимо было построить несколько промежуточных аэропортов (а к ним и запасные, ведь приходилось учитывать сложнейшие климатические условия), оборудовать метеостанции, линии связи, организовать подвозку топлива. Многое было сделано благодаря рабскому труду заключенных ГУЛАГа – этого своеобразного «вечного двигателя», который изобрело руководство СССР. Однако было много и сложнейшей инженерной и организационной работы. Однако всего лишь за год удалось построить трассу Аляска – Сибирь. Датой первого перегона официально считается 6 октября 1942 года. В особенных условиях должны были трудиться особенные люди. Отбор летчиков для этого маршрута был самый жесткий. Старались брать полярников, ведь перегонять суда нужно было в тяжелейших условиях. Самолеты тогда не отапливались. И вот представьте, как себя чувствовали люди, когда за бортом –40 и ветер… Наверняка не спасала самая теплая одежда. Летать приходилось в толстенных меховых штанах, меховых масках, унтах, трехпалых крагах длиной до локтя. Длина трассы – 8 тысяч километров. Между аэропортами – около 1 500 километров. Лететь приходилось по 5–6 часов. Дивизию, которая обслуживала Аляску – Сибирь, создал Илья Мазурук. Ас, в 30 лет он уже стал героем Советского Союза. Уважение американцев было к нему настолько велико, что они подарили ему личный самолет – синего цвета, с нарисованным белым медведем. Первую партию самолетов перегоняли в ноябре 1942 года. Заняло это почти месяц. Приходилось подолгу задерживаться в промежуточных аэропортах из-за непогоды и поломок. Трасса работала до 1945 года. За это время удалось перегнать 8 тысяч самолетов. В Красноярске, по легенде, самолеты садились там, где сейчас расположен микрорайон Взлетка. В пользу этой версии говорит то, что здесь с 1925 года действовал аэропорт, кроме того, неподалеку был и авиаремонтный завод. Но ходят слухи, что самолеты могли садиться и в районе Зеленой Рощи. Из Красноярска бомбардировщики летели на фронты. У истребителей снимали крылья, грузили их на железнодорожные платформы и отправляли воевать. В нашем городе до сих пор сохранилась память об этом удивительном подвиге. На улице Вавилова неподалеку от лицея № 11 до сих пор сохранился старый дом, где жили перегонщики. На Покровском кладбище есть могилы, где лежат погибшие летчики (всего за время существования трассы случилось несколько десятков катастроф, погибло около ста человек). А в одном из болот рядом со станцией Крючково до сих пор лежит упавший самолет. Этим летом его подняли на поверхность.
Просмотров: 414 | Добавил: komandir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz